Политика

В Сети поспорили из-за утилизации тяжелого ракетного крейсера «Лазарев»

Ничего подобного российский судопром построить не может

Стоявший 15 лет в ремонте тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Лазарев» проекта 1144 «Орлан» отправлен на утилизацию. Его порежут на металл. В составе ВМФ осталось всего два таких крейсера советской постройки – «Петр Великий» и «Адмирал Нахимов». Последний давно стоит в капремонте. В Сети по поводу списания «Лазарева» разгорелись нешуточные споры. Многие пользователи считают, что уникальный корабль мог бы еще послужить.

Фото: ruwikipedia

Разделка корабля на металл займет 5 лет и обойдется в 5 млрд рублей. Тяжелые атомные ракетные крейсеры проекта 1144 «Орлан» строились в советское время в противовес американским авианосным ударным группировкам. По ударной мощи и средствам защиты с ними мало кто мог сравниться. Но это было в пору расцвета советского ВМФ и практически неограниченных возможностей отечественного военного судостроения.

С тех пор многое изменилось. «Уплыла» Украина с николаевскими верфями, предназначенными для строительства самых крупных кораблей 1 ранга. Сильно сократились возможности российского судостроения. По крайней мере, последние 30 лет на российских верфях не было заложено ни одного корабля, подобного крейсерам проекта «Орлан». Именно поэтому многие бывшие военные моряки пожалели о судьбе «Лазарева», спущенного на воду под именем «Фрунзе» в 1981 году.

«Ну, вот и всё — мечты-мечты, где ваша сладость…? Всё! Нет больше крейсера «Адмирал Лазарев!..», — оставил комментарий в специализированной группе «ВМФ России» в Facebook Никита Трофимов.

Ему вторит Александр Маслов: «Ну, так говорили, что останется только «Нахимов» и «Пётр Великий». На остальное нет денег. Тут же вопрос уже: что будут развивать».

«…Строить (корабли) 1 ранга не могут, а вот на метал пускать… с удовольствием», — прокомментировал Владимир Добрых.

Многие пользователи отмечают, что «Лазарев» был доведен до такого технического состояния, что резать дешевле, чем восстанавливать.

Олег Кулешов считает, что утилизация – мера вынужденная: «Ну, наконец, бесполезный кусок металла утилизируют. Лучше порезать, чем тратить миллионы на содержание этого корпуса. Противников утилизации хочется спросить, а где вы хотите его ремонтировать? Какой завод сможет его принять? Ремонт «Нахимова» и то мера вынужденная – «Петру Великому» нужен ремонт, на время которого нужна замена».

Он, кстати, считает, что для ВМФ России такие крупные корабли сегодня строить не стоит: «Не надо экспериментов. Нужно продолжать строить фрегаты и постепенно увеличивать их водоизмещение… Нельзя сразу строить «Звезду смерти» (очевидно, имеется в виду космическая станция из «Звездных войн». – «МК»). Давайте сначала корветы и фрегаты доведём до нужной численности, а потом уже что-то крупней начнем».

На это замечание пользователь с ником «Эрн Гао» написал: «А в Южной Корее эсминцы строят водоизмещением в два раза больше, чем наши фрегаты».

Борис Айзенберг также сомневается, что российское судостроение вряд ли сможет в ближайшее время освоить производство более крупных кораблей, чем фрегаты проекта 22350. «Это вершина того, что смогут воплотить в серию. Вершина в смысле класса корабля. Всё остальное наивные мечты идеалистов. Как не горько это осознавать…», — написал он.

В ответ на это Никита Трофимов оставил такой комментарий: «Именно поэтому, ввиду неспособности построить корабль 1 ранга настоящим составом эффективных «манагеров», и надо было проводить уже отработанную на «Нахимове» модернизацию «Лазарева». Он составил бы ядро надводных ударных сил ТОФа (Тихоокеанского флота), имея длинную руку по ПВО, ударные возможности, необходимые комплексы связи для управления силами флота и координации с вышележащими штабами. А комментарии почитаешь — ну, как дети малые. Все учат, на флоте не прослужив ни дня».

Никита Трофимов напомнил достижения советского ВМФ, имевшего целую линейку атомных ракетных крейсеров и целую группировку авианосцев, решавших задачи в четырёх океанах. Один из этих авианесущих крейсеров продан Индии, получил название «Викрамадитья» и активно используется.

«Корабли с прекрасным модернизационным потенциалом — для них и самолёты ДРЛО (дальнего радиолокационного обнаружения. – «МК») уже практически были готовы, и новые Як-141. Авианосец должен служить более 50 лет. На этих кораблях создавалась школа нашей палубной авиации», — написал он.

Многие отметили, что судостроительной промышленности не по силам строить корабли – аналоги проектов 1144, 1143 .

«Вся беда состоит в том, что сравнивать реальные возможности нынешнего Судпрома (я уже молчу о финансировании, которое обещает в ближайшие годы…) с Судпромом СССР 80-х как минимум странно. Конечно, жить надеждой — дело хорошее, но, увы, от этого мало, что зависит. Просто надо хотя бы отдать себе отчёт в том, что в реальности. А в реальности мы уже вошли в полосу жесточайшего экономического (молчу о давнишнем технологическом) кризиса. И какой из него выйдет страна и через какое время, возможно, и богу неизвестно. Надо было беречь грамотно то, что было и не прерывать пресловутую связь времён. А принцип «рухлядь на слом — построим новое» — за 30 лет еле-еле два (фрегата) 22350 в строй ввели, при всех мраках сталинщины за 20 лет воссоздали пусть не совершенный, но ВМФ. А сейчас…»

Источник

Смотрите также

Показать больше
Top