Политика

Украина решила заменить уникальный ракетный крейсер надувными лодками

Незалежная сделала ставку на «москитный» флот

Один из символов некогда независимой Украины – ракетный крейсер «Украина» пойдет на лом. Об этом заявил вице-премьер-министр Украины Олег Уруский. Но оказалось только «Украиной» дело не ограничится – руководство страны присматривается и к другим безнадежно ржавеющим кораблям Военно-морских сил «незалежной». Вместо этого анонсируют очередную попытку купить западные образцы. Мы разбирались, какое будущее ждет украинский флот.

Крейсер «Украина» на приколе. Источник: Youtube

Украина должна избавиться от железного морского барахла, доставшегося еще от СССР. Об этом заявил журналистам украинский вице-премьер Олег Уруский. Он отметил, что ржавеющее морское железо под «жовто-блакитным» флагом – десятилетиями нерешаемая проблема.

Со слов Уруского, ее десятилетиями, словно «переходящее знамя», передают от одного правительства другому. Теперь украинская власть решила действовать, наконец, решительно. Первым на распил пойдет некогда гордость украинского флота – ракетный крейсер «Украина».

На самом деле это переименованный «Адмирал Флота Лобов», он же – «Комсомолец», так и заржавевший на верфях. Долгие годы его пытались ввести в состав ВМС Украины, но денег на достройку оснащение не было. В 2017-м от него решили отказаться. Пытались продать, но беспомощно ржавеющий корабль не решился никто купить – даже любящие все «советско-русское» индийцы и китайцы воздержались от сделки. Забили тревогу экологи – «Украина» своей ржавчиной начала травить акваторию Бугского лимана и Днепровского залива Черного моря.

Впрочем, под распил вскоре может попасть не только «Украина». Противолодочный корабль «Винница», он же бывший «Днепр». Первую морскую воду он попробовал еще в 1975-м году, когда-то вселял страх НАТО. Его даже подтягивали до уровня корвета. Однако теперь черноморский ветеран откровенно жалок – ржавеет рядом с кораблями, отправленными на лом. Осенью 2017-го его пытались реанимировать – провели доковый ремонт, но кроме проводки в капитанской рубке, видимо, ничего сделать не удалось. В итоге это еще один претендент на пару десятков тонн деловой листовой стали.  

Средний десантный корабль «Юрий Олефиренко» — тоже в черном списке. Он еще старше «Винницы» — спущен на воду в 1971 году, как L401, родом из польской верфи в Гданьске. В 1994-м был передан Украине, периодически участвовал в маневрах и учениях, но в 2010-м фактически получил «волчий билет» — во время учений «Возмездие-2010» на борту прогремел взрыв во время стрельбы из установок залпового огня. В 2014-м во время событий в Крыму временно попал в Россию, после был возвращен.

Сейчас базируется в Очакове, точнее – простаивает. Денег на обслуживание и ремонт, который назрел еще лет 15 назад, нет и, скорее всего, не будет. Продать тоже не получается – ликвидность уже утрачена – дешевле новый построить, чем восстанавливать десантного хлопца «Юрия Олефиренко». Скорее всего, ближайшая его перспектива – превратиться в изделия-заготовки металлопроката.

Есть у Украины единственный речной тральщик «Геническ». Это еще один советский проект. Служил тихо и мирно, до событий 2014-го года. В 2015-м даже принял участие в международных морских маневрах НАТО «Sea Breeze». Сейчас все еще числится «в строю», но последний раз о нем вспоминали лишь в 2017-м. Он, как и средний десантный корабль «Юрий Олефиренко», на приколе в порту Очакова.

Единственный, кто пока еще держится на плаву – это флагман «Гетман Сагайдачный». В 2018-м участвовал в «Sea Breeze», а весной 2020-го участвовал в морских маневрах и выполнил боевые стрельбы из артустановок. Однако эксперты отмечают: вышедшие из строя двигатели в 2017-м до сих пор не до конца приведены в чувства. Если не решить проблему в ближайшее время – «Сагайдачный» опередит ракетный крейсер «Украина» на свалке металлолома, а заодно и истории ВМС «незалежной».

А вот с чем у Украины точно нет проблем – это с жесткими надувными лодками. Как оказалось, их в избытке. Правда, по документам они лишь условно украинские, если хорошенько потереть «жовто-блакитную» маркировку на корпусе, выяснится – это уже пообтершиеся в водах США надувные катера Willard Sea. Кстати, «сэконд хенд» куплен, по сообщениям СМИ, по завышенному прайсу у западных держав.

Что касается зарубежья, то на Украине верят: заграница им и с флотом поможет. И не просто верят – они готовы платить, и платить дорого. Так, президент Зеленский одобрил контракты на покупку сразу пяти корветов, восьми ракетных и 39 патрульных катеров. Сумма рекордная для «незалежной» – $3,7 млрд. 

Что в списке? Американские патрульные катера Mark-6, вооруженные 25-мм пушками и 12,7-мм пулеметами. Предназначен для прибрежной зоны с группой спецназа на борту. Бонус: списанные патрульные катера типа Island.

Франция предложила патрульные катера FPB-98 Mk.1 для пограничников. Они идентичны американским «Маркам», разве что пушки крупнее калибром: 30-мм.

Британия обещает за щедрое вознаграждение построить восемь ракетных катеров Super Vita. Точно такие уже бороздят прибрежную зону Эгейского моря в Греции. Они помощнее французских и американских – на вооружении итальянская артиллерийская установка ОТО Melara 76-мм, две 30-мм и ракетный комплекс самообороны RIM-116. Есть противолодочный комплекс.

Но круче всех Киеву обещает помочь за деньги Турция. Киев и Анкара заключили контракт на постройку для Украины пяти турецких корветов проекта ADA. Они – самые мощные из списка покупок: водоизмещение 1500 тонн, на борту ракетный комплекс RIM-116 с увеличенным боезапасом, противолодочными торпедами и даже вертолетом S-70B Seahawk. И это не «кот в мешке» — такие корветы периодически «кошмарят» ВМС Греции в Эгейском и Средиземном морях.

Однако даже проукраински настроенные эксперты признают: вменяемой военно-морской доктрины за годы независимости у Украины так и не появилось. Попытки избавиться от больших кораблей, заменив их «москитным флотом» не спасает ситуацию, а лишь вносит сумятицу, и непонимание.

Источник

Смотрите также

Показать больше
Top