Политика

Причину лишения Навального статуса «узник совести» разобрали на примере Манделы

Южноафриканский борец наговорил «лишнего» на суде

Решение правозащитной организации Amnesty International не считать больше Алексея Навального «узником совести» – явление редкое, но не уникальное. Этого статуса более полувека назад был лишен знаменитый южноафриканский активист Нельсон Мандела. Мы решили разобраться, в чем же «проштрафился» перед правозащитниками будущий лауреат Нобелевской премии мира и президент ЮАР.

Фото: Дарья Федотова

Справка «МК». «Поводом для лишения Навального статуса узника совести стали его высказывания и видео 2007-2011 года, которые были сочтены националистическими. На одном из видео — агитационном ролике движения «Народ» — Навальный в образе зубного врача-«дипломированного националиста» рассуждает о «кариозных монстрах» — националистах, применяющих насилие и рекомендует удалять «все, что нам мешает, путем депортации». Эти слова сопровождаются кадрами мигрантов с руками за головой.

Во втором ролике Навальный говорит о «борьбе с насекомыми»: «От мух отлично помогает мухобойка, а от тараканов — тапок». На словах «но что делать, если таракан слишком велик, а муха не в меру агрессивна», показан снимок боевиков восточной внешности. Затем в студию врывается фигура в черном, которую Навальный «обезвреживает». «В этом случае я рекомендую пистолет», — произносит политик и призывает разрешить огнестрельное оружие в России».

Понятие «узник совести» стало предметом дискуссий в связи с тюремным заключением Нельсона Манделы в ЮАР в 1960-х годах. Все началось с того, как в 1962 году Мандела был приговорен к пяти годам тюремного заключения за подстрекательство к забастовке африканских рабочих и поездку без действительных документов.

Тогда на суде в качестве официального наблюдателя присутствовал один из основателей Amnesty International адвокат сэр Луи Блом-Купер, и когда Мандела получил срок, правозащитники присвоили ему статус «узника совести».

Но состоявшийся вслед за этим приговором в 1963-1964 гг. знаменитый судебный процесс в Ривонии над десятью лидерами Африканского национального конгресса показал, что уже сидящий за решеткой Мандела не собирается приветствовать только конституционные методы борьбы и принципы ненасильственного сопротивления. В своей пламенной речи, известной под названием «Я готов умереть», подсудимый оправдывал кампанию саботажа против собственности и не исключал использования в будущем военного крыла движения против апартеида.

Мандела признал, что был одним из основателей вооруженного крыла АНК «Умконто ве сизве» («Копье нации») и имел отношение к планированию диверсий: «Я не планировал их в духе безрассудства, потому что у меня нет никакой любви к насилию. Я планировал диверсии после спокойной и трезвой оценки политической ситуации, возникшей после многих лет тирании, эксплуатации и угнетения белыми моего народа». По его словам, расистское правительство Южной Африки не оставило борцам с апартеидом другого выбора.

Нельсон Мандела был приговорен по итогам процесса к пожизненному заключению (в тюрьме он провел 27 лет). Но его пассионарное выступление стоило ему статуса «узника совести». По итогам опроса среди членов Amnesty International подавляющее большинство правозащитников решило сохранить основное правило, согласно которому «узниками совести» могут быть только те, кто не прибегает к насилию и не пропагандирует его.

Для международной правозащитной организации это было очень трудное решение – не считать Нельсона Манделу узником совести. Многие участники были очень огорчены его приговором, но в то же время глубоко понимали: «Мы не можем мириться с насилием».

Комментируя это решение, тогдашний генеральный секретарь Amnesty International Питер Бененсон пояснял: «Мы с большим сочувствием признаем, что если правительство продемонстрировало пренебрежение верховенством закона и не поддавалось мирному убеждению, то те, кому оно отказало во всех правах человека, изложенных в Декларации Организации Объединенных Наций, могут почувствовать или оказаться в положении, при котором единственный путь к свободе — насилие. Такие люди, хотя и не могут претендовать на принятие в качестве «узников совести» по определению Amnesty International, могут быть и часто являются предметом нашей активной заботы по гуманитарным соображениям».

Решение о лишении Манделы статуса ненасильственного «узника совести» на практике означало, что члены Amnesty International не могли проводить кампанию за его автоматическое освобождение. Тем не менее, правозащитники делали властям ЮАР заявления о необходимости справедливого судебного процесса над Манделой и условиях его содержания в тюрьме.

Мандела не затаил обиды за ту историю, и когда в 2006 году организация Amnesty International присвоила ему награду «Посла совести», он поблагодарил правозащитников за помощь тысячам других южноафриканских заключенных и признал, что принятое в 1960-х решение было добросовестным.

Источник

Смотрите также

Показать больше
Top