Политика

Оценена угроза войны России с Турцией

Чего хотят Эрдоган и Кремль

Нынешняя Турция, чья активность на международной арене за последние годы заметно возросла, оказалась в фокусе пристального внимания со стороны отечественного экспертного сообщества. Своим непосредственным участием в военных конфликтах в Сирии, Ливии и Нагорном Карабахе Турция ставит себя и своего президента Реджепа Тайипа Эрдогана в положение весьма заметных «ньюсмейкеров» в России.

Фото: Алексей Меринов

В российских центральных СМИ и на интернет-площадках ведутся оживленные дискуссии на тему того, насколько турецкая заявка на региональное лидерство с переходом, в обозримой перспективе, в ранг глобальной державы подтверждается военно-политическим и экономическим потенциалом страны? Действительно ли мы наблюдаем возвращение Турции за «Великую шахматную доску» и, если да, то чем оно грозит России и российским интересам?

Последний вопрос представляется далеко не праздным с учетом того, что и в Сирии, и в Ливии, и в Нагорном Карабахе, Россия и Турция оказались по разные стороны линии фронта и уже не раз балансировали на грани прямого столкновения. Лишь только личное вмешательство двух президентов – Путина и Эрдогана – позволяло до сих пор купировать кризисные ситуации.

Этого, впрочем, оказалось недостаточным для того, чтобы исключить возникновение в той же России алармистских настроений на тему «турецкой угрозы». К настоящему времени, именно такие настроения следует считать в отечественной экспертной среде доминирующими. Дискуссия ведется лишь вокруг степени этой угрозы, а не её принципиального наличия или отсутствия.

На этот счет, среди отечественных «говорящих голов», присутствуют две ярко выраженных точки зрения. Разумеется, они – не единственные, но, пожалуй, — самые громкие.

Первая точка зрения может быть выражена следующим образом: турецкая экономика перегрета, научной школы нет, высокие технологии отсутствуют, а амбициозные турецкие планы должны быть отнесены к категории рассказов про «корабли, бороздящие просторы Вселенной». При этом, турецкое руководство занимается откровенным популизмом, пытаясь очаровать «доверчивый электорат», у которого – дыра в кармане, но национальная гордость.

Вторая точка зрения касается уже не экономики, а военно-политического потенциала Турции: действительно, страна проводит экспансионистскую внешнюю политику, и эта политика представляет непосредственную угрозу для России и её жизненных интересов. Однако, «успокаивают» носители этой точки зрения, есть исторический опыт полутора десятков русско-турецких войн, большинство из которых выиграла Россия. И нет оснований предполагать, что в случае чего очередная война кончится иначе.

В общем, как можно заметить, ни с той, ни с другой точек зрения, России нечего опасаться.

Однако, тут же возникают сомнения: те, кто спокоен, уверен в себе и в своих силах, и ничего не опасается, так не говорят. То, что не представляет реальной угрозы, из поля зрения уверенных в себе автоматически выпадает. А тут такое повышенное внимание к проблеме, «не существующей в реальности».

В чем же дело?

Не стоит забывать, что турецкая экономика устойчиво занимает место в первой двадцатке мировых экономик по объему ВВП, имея на свой территории из таблицы Менделеева, по большому счету, лишь только «солнце, море и пляж» и никак не «нефть, газ и уголь». Нет у Турции сырья и энергоносителей как гарантированных статей своего экспорта. Турция демонстрирует завидную предприимчивость, продавая то, что у неё есть.

В плане технологий, от подделок зарубежных брендов, широко представленных на стамбульском Крытом рынке смешными названиями вроде «Abbibas», Турция к сегодняшнему дню перешла в совершенно иное качество. За истекшие три десятка лет, страна начала себя в значительной степени обеспечивать промышленной продукцией и товарами народного потребления.

Ведь цель по пресловутому «импортозамещению» была поставлена не только в России, но и в Турции. Хотя, возможно, и с несколько другим результатом у турок по сравнению с нами.

В Турции сложились свои национальные бренды — авиаперевозчиков, строительных компаний, представителей индустрии гостеприимства, моды и многого другого, получившие уже признание в мире. В последние годы все чаще заговорили о турецком оборонно-промышленном комплексе и о его флагмане – турецких беспилотных летательных аппаратах. Сегодняшняя Турция заявляет свои интерес к арктическим исследованиям, разрабатывает и производит свои спутники, и уже принимает свою космическую программу. Так что, основа у турецкой экономики и её инфраструктура – здоровая, демография — растущая, а остальное можно отнести к категории текущей конъюнктуры. Трясет весь мир и не только турок.

А ещё у турок то, что называется «глаза горят», а это тот ещё фактор, горы свернет. И национальная идея есть, и понимание — чувство исторического шанса и конкретные планы на все виды перспектив – краткосрочную, среднесрочную, долгосрочную, под разные юбилеи, включая столетний юбилей Республики в 2023 году, да и просто так планов — громадье. И пусть даже значительная часть этих планов не будет реализована в срок. Главное, что есть горизонт планирования и постепенное следование в нужном направлении.

Ну а про «русско-турецкие войны» стоит привести пример из сферы спорта. Когда в том же профессиональном боксе один боец выходит на ринг в ранге признанного фаворита, это сразу должно вызвать опасения за его перспективы и привлечь более пристальное внимание к тому, кого посчитали аутсайдером. Как говорится, «не говори гоп» и не надо «заглядывать за спину сопернику», считая его, ещё до выхода на ринг, нокаутированным.

Лучше, чем заниматься самолюбованием, отправиться в зал и молча тренироваться, не забывая выказывать своему сопернику должное уважение. Тогда, глядишь, и подготовленным выйдешь, и фортуна от тебя не отвернется, и «лаки-панч» не схлопочешь.

Возвращаясь к делам российско-турецким: конечно, любого нормального гражданина России не может не радовать то, что, наконец, после всех свистоплясок 1990-х и 2000-х годов вооруженные силы нашей страны пришли в себя и заняли подобающее себе место, вызывая законную национальную гордость.

Однако пусть они лучше будут оставаться «на запасном пути». Их непосредственное участие в международной жизни – «последний довод королей». Как сказали мудрые китайцы 2,5 тысячи лет назад, «лучшая битва – та, которой не было» и они знали, что говорили. Тем более, что в современном мире уже не воюют так, как было принято ещё 100 и даже 50 лет назад. Полномасштабная война – это сценарий, с большой долей вероятности, апокалиптический. На смену войнам, в классическом понимании – с линиями фронта и танковыми клиньями, приходят небольшие локальные конфликты и разного рода «асимметричные» столкновения.

Есть такой известный фильм «Апокалипсис», который начинается со слов на черном экране «Великую цивилизацию нельзя уничтожить извне, пока она не разрушит себя изнутри». Ведь дело не в Турции, США, ЕС, НАТО, Китае, Японии и прочих «партнёрах», которые «точат зуб», «спят и видят» и так далее.

Дело – ведь в нас самих. Если страна буксует, не двигается вперед, а, хуже того, слабнет – тем самым, создается «вакуум силы», который, непременно, будет заполнен кем-то ещё.

Если выразить ту же мысль, но просто и по-житейски: не вводи своего соседа в искушение и будете с ним жить в мире и согласии. Ведь на хозяйство слабеющего, а, тем более, немощного хозяина всегда найдутся желающие. И это — не про коварство соседей, а про естественный ход вещей – сильные приходят на место слабых. Ничего личного.

Мы существуем и играем бесконечные партии. В том смысле, что ничто не вечно, что ничто не ново, и наши игры, в том числе с Турцией, никогда не закончатся. Была Большая игра вчера, есть сегодня, будет она и завтра – и это не повод рефлексировать. И играется эта игра не только в военно-политической сфере, как многие почему-то думают, с законной гордостью сравнивая ядерные заряды и новейшие разработки ВПК.

Мы живем и существуем в многослойном многополярном мире. То есть в нем есть менее заметные, но отнюдь не менее важные срезы: экономический, финансовый, научно-технологический, производственный, энергетический, сырьевой, логистический, образовательный, культурный, миграционный, демографический, гуманитарный, продовольственный и прочие. Над ними, в конце концов, есть ещё  морально-идейный уровень –  формулировка руководством каждой страны национальной идеи и принятие её населением.  В итоге Большая игра, даже «один на один» между двумя странами, разбивается на множество отдельных партий. Страны, а точнее их государственные структуры и частные компании, меряются своей взаимной торговлей, инвестициями, финансами, логистическими коридорами, демографией и многим другим.

«Основной состав российской сборной» всем россиянам хорошо известен: государственные корпорации – сырьевые и энергетические, военные и технологические. И турки, в свою очередь, выставляют на международную арену своих строителей, перевозчиков, мягкую силу турецкого гостеприимства и «сериалпрома», в рое компаний среднего и малого бизнеса самого широкого профиля. И каждая из этих компаний и структур в своей отрасли борется не только за контракты и за прибыль от них. Она, своими победами, заносит очередную «медаль» в «командный зачет» страны. Получается такая вот нескончаемая Олимпиада, по наивысшим ставкам – ведь во всех этих партиях, в каждой из них, надо неизменно подтверждать свой класс, не давая слабину.

Пока команда в общем зачете, выступает успешно – мир и согласие, торговля, туризм и дружба народов. Потому как соседи – соперники по игре — знают, что хозяин – в силе, хозяйство его крепко, забор – прочный. Как только что-то идет не так, когда следуют поражения и осечки, те кто слабеют, сразу вспоминают про «последний довод королей». Но это – не от хорошей жизни. Вот только что-то у нас, в последнее время, часто про него заговорили – в отношениях с НАТО, и с США, и с Турцией, и с прочими «партнёрами» все чаще вспоминают про жесткую силу.

И вот какая мысль здесь приходит на ум: может, «основной состав российской сборной» не очень хорошо играет? Дело военных-то — стоять за спиной у «основного состава» и многозначительно молчать. При нормальных раскладах этого должно хватать для того, чтобы амбициозные планы той же Турции, в том, что касается жизненных российских интересов, оставались бы просто планами, одним из несбывшихся сценариев, кои каждая страна принимает «пачками» на все случаи жизни.

Мечтать ведь не вредно и дружбе между странами не мешает. В том числе, и российско-турецким отношениям, в которых, не стоит забывать, помимо областей острой конкуренции, есть ещё и немало областей тесного и плодотворного сотрудничества. А вот куда мы вырулим в итоге, в сотрудничество или в противостояние, – это зависит от того самого «основного состава» и от того, как он ежедневно выступает каждый в своей дисциплине…

Источник

Смотрите также

Показать больше
Top