Политика

Конструктор рассказал об «электронном летчике» в кабине Су-57

Без помощи компьютера пилот истребителя не справился бы

Российский истребитель 5-го поколения Су-57 напичкан вычислительной техникой. Иначе бы летчик в его кабине не мог бы справиться в одиночку с управлением самолетом и оружием. Об этом рассказал конструктор ОКБ Сухого Никита Дорофеев.

Фото: Alex Beltyukov.

Су-57 является следующим шагом в развитии боевой авиации после самолетов 4-го поколения – Су-27 и поколения «4++» — Су-35С, Су-30СМ, Су-34. При этом многоцелевые Су-30СМ и Су-34 – самолеты двухместные. А многофункциональный Су-57 – одноместный.

Основные требования к самолетам 5-го поколения известны. Масса – примерно 20-25 тонн. Доля композиционных материалов в конструкции – 30-40%, титановых сплавов – до 20-25%, алюминиевых – 40-45%.

Может нести до 9 тонн корректируемых бомб и управляемых ракет. Дальность обнаружения воздушных целей – до 250 километров. Скорость сверхзвуковая – до 2300 км/ч. Способен забираться в стратосферу на высоту до 20 км. 

Пока только США освоили массовое производство самолетов 5-го поколения. У них это F-35. Самолет сложный и очень дорогой. Цена одной машины – под $100 млн. Стоимость одного летного часа – $44 тыс., то есть почти 3 млн рублей.

Сколько стоит эксплуатация Су-57 и какова его цена – точно не известно. Но ясно, что деньги немалые. Наиболее дорогие элементы – двигатели и бортовая электроника, системы вооружения. И всем этим управляет один летчик. О том, как этого удалось добиться, рассказал начальник отдела кабин ОКБ Сухого Никита Дорофеев в интервью корпоративному журналу ОАК «Горизонты».

«Теоретически летчик после выполнения взлета и до момента захода на посадку может вообще не заниматься пилотированием, а осуществлять поиск и атаку целей. Причем и этот процесс также в достаточной степени автоматизирован», – раскрыл секрет Никита Дорофеев.

По его словам, авиаконструкторы обеспечили летчику наиболее оптимальные условия для его работы. Это сделано, благодаря автоматизации всех процессов, комплексированию информации и интеллектуальной поддержке летчика.

Другими словам, на Су-57 максимально автоматизированы «рутинные» процессы пилотирования и боевого применения, то есть поиск целей, их селекция, наведение оружия. По сути, в помощь летчику создан второй, электронный «пилот», который во всем помогает своему напарнику.

Благодаря этому и удалось создать одноместный многофункциональный истребитель, рассказал конструктор.

Летчику помогают многофункциональные индикаторы, обладающие возможностью предъявлять огромный объем информации о воздушной обстановке и о работе самолетных систем. Летчику предоставляется та информация, которая необходима в данный момент.

«Наша задача – сделать так, чтобы летчик был ситуационно-осведомленным, чтобы он знал, что делает самолет», — рассказал авиаконструктор.

Источник

Смотрите также

Показать больше
Top