Политика

Юристы оценили перспективу жалобы на Соловьева из-за Гитлера

«Речь идет о личных качествах»

Выступление телеведущего Владимира Соловьева, в ходе которого он положительно оценил личные качества молодого Адольфа Гитлера, возмутило депутата Госдумы от КПРФ Валерия Рашкина. Он направил в генпрокуратуру запрос о проведении проверки высказываний телеведущего на предмет нарушения норм законов о противодействии экстремистской деятельности и запрете реабилитации нацизма. Мы узнали, как можно трактовать слова Соловьева с юридической точки зрения.

Фото: vk.com/solovievlive.

Учитывая, что по статье 354.1 Уголовного Кодекса РФ («Реабилитация нацизма») с начала ее применения в 2014 году ежегодно заводятся дела и выносятся, пусть и немногочисленные, приговоры, мы решили выяснить, есть ли серьезные перспективы ее применения к известному телеведущему. Опрошенные эксперты были едины во мнении, что перспектив таких нет, причем в обоснование своей оценки они приводили схожие аргументы.

Адвокат Оксана Михалкина сделала основной акцент на том, что не подвергаемый сомнению факт чьей-то биографии сам по себе не может быть позитивной оценкой нацизма: «Гитлер действительно воевал в Первую мировую войну. В чем здесь реабилитация? Ведущий указал на определенный факт. Он никоим образом нацизм не оправдывает. То есть, считаю, по данным фактам перспективы возбуждения уголовного дела нет. Ведущий нацизм не пропагандировал, не восхвалял».

Владислав Кочерин, впрочем, согласившись с коллегой, сделал оговорку, что последнее слово за прокуратурой и экспертами, которых она может привлечь: «Тут важно содержание высказывания, и, на мой взгляд, оно не подпадает под статью о реабилитации нацизма, поскольку не содержит каких-то сведений об одобрении действий нацистских преступников, оспаривании приговора Нюрнбергского трибунала. Поэтому, если формально рассматривать текст, речь, по сути, идет о характеристиках личности, а не о реабилитации нацизма. Но если речь идет о личных качествах человека, то формально получается, что это не подпадает под состав статьи, на первый взгляд. Но, опять же, в рамках проверки могут быть проведены лингвистические экспертизы, и окончательное решение будет принято по их результатам».

Вопрос о применимости к деяниям Владимира Соловьева норм законов о противодействии экстремизму эксперты всерьез рассматривать отказались, при этом Владислав Кочерин предположил, что депутат Валерий Рашкин просто добавил такое правонарушение в свой запрос «до кучи», а Оксана Михалкина уточнила: для возбуждения дела по тому составу преступления, который, видимо, имеет в виду депутат, необходимы весьма веские основания, чего в этой ситуации не просматривается.

Другими словами, наказывать Владимира Соловьева не за что из-за того, как именно сформулирована часть первая статьи 354.1 УК. Ужесточение же ее определений, может привести к тому, что ее первой же «жертвой» станут всенародно любимые «Семнадцать мгновений весны» и огромное число научных трудов и исследований.

Судя по доступной информации, с 2014-го года 2019-й по статье 354.1 Уголовного Кодекса РФ вынесли порядка десятка приговоров, а в 2020-м, полной статистики по которому еще нет, к ним прибавилось еще, как минимум, пять — по акциям, устроенным на сайтах движения «Бессмертный полк». Практически по всем приговорам наказаниями правонарушителям стали ощутимые штрафы в полторы сотни тысяч рублей или обязательные работы. Единичные условные сроки назначались, когда обвинение по статье 354.1 дополнялось обвинением по другим статьям.

Источник

Смотрите также

Показать больше
Top