Политика

Эксперт объяснил выгоды России и США от продления Договора СНВ-3

Получит ли соглашение Обамы и Медведева «вторую жизнь»

России не выгодно продлять Договор о стратегических наступательных вооружениях ДСНВ-3, срок которого истекает 5 февраля этого года. Такое мнение теперь все чаще можно слышать от разного рода экспертов, уверенных, что этот ядерный договор интересен лишь американцам. Тем более, когда новый президент США Джо Байден в первые же часы пребывания в Белом доме объявил о готовности продлить ДСНВ-3 на пять лет. Его решение само по себе для многих выглядит подозрительным, хотя бы потому, что президент России Владимир Путин в октябре прошлого года говорил о продлении Договора на год.

Фото: kremlin.ru

Так кому же ДСНВ-3 сегодня нужнее – России или США? Об этом «МК» рассказал в прошлом участник российско-американского ядерного переговорного процесса, экс-начальник управления военной безопасности аппарата Совета безопасности РФ, бывший начальник Главного штаба Ракетных войск стратегического назначения (1994-1996) генерал-полковник Виктор Есин.

Российско-американский Договор СНВ-3 был подписан президентом США Бараком Обамой и президентом России Дмитрием Медведевым в 2010 году в Праге. По его условиям через семь лет после вступления документа в силу, суммарное количество ядерных вооружений обеих сторон должно было быть приведено к единым численным показателям. А именно: количество развернутых (стоящих на боевом дежурстве. – «МК») межконтинентальных баллистических ракет (МБР), баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ) и тяжелых бомбардировщиков (ТБ) не должно было превышать 700 единиц, а боезарядов на них – 1550 штук. Число развернутых и неразвернутых (складированных. — «МК») пусковых установок МБР, БРПЛ и ТБ у каждой из сторон не могло превышать 800 единиц.

На момент подписания Договора, у России было 865 ядерных носителей,  у США – 1124. Развернутых носителей у нас имелось менее 700, у американцев – около 900. 

В результате Договор заставил американцев активно сокращать развернутые пусковые установки. России же этого делать не пришлось. Для нашей страны это был период, когда большое число ядерных ракет, таких, как «Тополь», приходилось снимать с боевого дежурства «по старости». Чтобы компенсировать их массовое списание, нам, в отличие от американцев, приходилось наращивать производство новых ракет. Этим мы вынуждены заниматься до сих пор, так как численно по-прежнему отстаем от американцев.

К 5 февраля 2018 года контрольные цифры ДСНВ-3 были достигнуты и с тех пор соблюдаются. Срок действия договора рассчитан до 5 февраля 2021 года. При его подписании предполагалось, что далее он будет заменен следующим соглашением. Но если стороны к 2021 году сделать этого не успеют, то по обоюдному согласию, ДСНВ-3 может быть продлен на срок до пяти лет.

Так почему же Владимир Путин предложил продлить его на год, а Джо Байден – сразу на пять лет?

По словам генерала Есина, первоначально Россия тоже предлагала продлить ДСНВ-3 на пять лет. Причем без всяких дополнительных условий. Но администрация бывшего президента США Трампа на это не согласилась, безосновательно обвинив Россию в нарушении условий Договора.

Как известно, Трамп с самого начала называл ДСНВ-3, подписанный демократом Обамой, «плохим соглашением» и «односторонней сделкой», подразумевая ее выгоду исключительно для России. Так что в Москве понимали: если Трамп выиграет выборы, ДСНВ-3, скорее всего, канет в лету. Потому Россия активно предлагала США начать переговоры об очередной ядерной сделке на обоюдовыгодных условиях.

«Для России важно сохранение ДСНВ-3, — объясняет генерал-полковник Есин. — Если кто-то сегодня заявляет, что это не так, то он ничего не понимает в том, что такое ядерное оружие».

Генерал напоминает, что мир уже не раз стоял у порога ядерной катастрофы. И не только в период Карибского кризиса, участником которого он был, но уже и в более близкое для нас время. К примеру, осенью 1983 года, когда США без предупреждения начали крупномасштабное учение со стратегическими ядерными силами. Или в 1996 году, когда с полигона в Норвегии неожиданно стартовала метеорологическая ракета, которую российские военные приняли за американскую морскую баллистическую ракету.

Благодаря ДСНВ-3, обо всех пусках стратегических ракет и ядерных учениях стороны заблаговременно оповещают друг друга. Этот Договор позволяет так же избежать опасности нанесения ударов крылатыми ракетами по объектам на территории обеих стран.

Кроме того, для нас этот Договор представляет ценность еще и потому, поясняет генерал Есин, что как только американцы выйдут из этого Договора, они сразу получат возможность увеличить количество развернутых ядерных боезарядов за счёт возвратного потенциала. То есть тех ядерных боеголовок, которые они в свое время снимали со своих носителей и складировали. В отличие от нас, которые их уничтожали.

В результате, выйдя из ДСНВ-3, американцы снова смогут установить эти боеголовки на носители, что даст им возможность превзойти нас по количеству развернутых ядерных боезарядов более чем в полтора раза. Мы же такой возможности не имеем, так как свободных мест на развернутых носителях у нас нет – самих носителей у нас намного меньше, чем у американцев. У них сейчас их чуть менее 700 единиц, а у нас по последним данным – 510.  

Естественно, что из соображений безопасности, российское руководство всегда пыталось сохранить договоренности в области контроля над ядерными вооружениями, а также развить их, заключив новые.

Однако Трамп в ответ на это каждый раз выдвигал кучу неприемлемых условий. К примеру, участие в переговорах Китая. И привлечь Пекин к диалогу предлагалось именно России. Притом, что Китай, у которого ядерных вооружений намного меньше, чем у России и США, участвовать в нем не собирался.

Продление ДСНВ-3 при Трампе было под угрозой. Администрация Трампа согласилась продлить документ всего на один год. Да и то в том случае, если на это время будут заморожены все арсеналы ядерных вооружений, запрещена модернизация и разработка новых образцов оружия. А главное – организована работа специальных комиссий по проверке ядерного оружия на местах.

Российские военные, конечно, не хотели снова запускать на свои базы американских инспекторов – фактически официальных шпионов. Тем более сейчас, когда условия для таких проверок были бы не равны.

Дело в том, что программа модернизации и обновления ядерных вооружений США, принятая Трампом, предполагает введение в строй новых стратегических систем, начиная лишь с 2025 года. Так что российским военным в США пока нечего смотреть. А в России такие системы поступают на вооружение уже сейчас, и американцам очень хотелось бы контролировать этот процесс.

Однако, даже в этих условиях российское руководство шло навстречу США. Например, Владимир Путин заявил: «У меня есть предложение, а именно — продлить действующий договор (ДСНВ-3. – «МК») без всяких условий хотя бы на год с тем, чтобы иметь возможность провести содержательные переговоры по всем параметрам тех проблем, которые регулируются договорами подобного рода». 

Никакого официального ответа на российское предложение не последовало. Трампу было уже не до того. С приходом в Белый Дом нового президента Джо Байдена все поменялось кардинально. Объявлено о готовности продлить соглашение на 5 лет.

«Сейчас Байден официально дал понять, что готов выполнить свое обещание, — делает вывод генерал-полковник Есин. – Россию такая его позиция вполне устраивает. К тому же он собирается продлить соглашение без каких бы то ни было предварительных условий. Фактически Байден согласился с нашей первоначальной позицией. Так что вполне возможно, что уже в ближайшие дни Протокол продления ДСНВ-3 станет для Администрации Байдена первым совместным американо-российским документом».

Источник www.mk.ru

Смотрите также

Показать больше
Top