Общество

«Вопросов больше, чем ответов». Что привело к катапультированию в Ту-22М3?

Трагедия с бомбардировщиком Ту-22М3 на аэродроме Шайкова в Калужской области 23 марта произошла из-за нештатно сработавшей катапульты. Система активировалась на земле, и летчикам не хватило высоты, чтобы раскрыть парашюты. В итоге три члена экипажа погибли, а четвертый травмирован. Среди жертв трагедии оказался командир 52-го тяжелого бомбардировочного полка. При этом сам самолет после аварии остался цел. Пилоты могли разбиться из-за человеческого фактора или неисправности оборудования, как рассказали АиФ.ru военные летчики.

Трагедия произошла на земле, летчики готовились к полету, и внезапно сработала система катапультирования. У такого происшествия могло быть несколько причин, говорит заслуженный военный летчик России Владимир Попов: «Первое — это технический отказ в системе, например, замыкание электропроводки, в результате чего катапульта могла сработать непреднамеренно. Возможно, какой-то конструктивный недостаток, хотя самолет только пришел с модернизации. Нельзя также исключать человеческий фактор, не выключили или, наоборот, включили тумблер, который активировал систему».

«Случаи катапультирования из неподвижного самолета довольно редки и обычно приводят к тяжелым последствиям. То же произошло и с Су-24 под Калининградом, но тогда пилот остался жив. Однако на том борту были установлены кресла К-36, которые позволяют эвакуироваться из неподвижного самолета. У Ту-22М3 был установлен тип катапультной системы КТ-1М, такие кресла не позволяют этого сделать, чтобы спастись, самолет должен лететь на скорости не менее 140 км/ч, тогда купол парашюта успевает наполниться», — рассказал Попов.

«Вообще, система катапультирования многоступенчатая, и, очевидно, на каком-то этапе что-то не сработало так, как это случается штатно, например не открылся фонарь, и именно это привело к трагедии. Или им просто не хватило высоты, возможно, они упали на бетон, а если бы упали на грунт, это могло бы смягчить удар, и у летчиков был бы шанс выжить. Более того, обычно для катапультирования у пилотов есть некоторое время, чтобы подготовиться, возможно, в находящемся на земле самолете можно было среагировать и спастись. Из-за недостатка информации вопросов больше, чем ответов», — считает заслуженный военный летчик.

Генерал-лейтенант Валерий Горбенко, бывший командующий 4-й воздушной армией ВВС и ПВО, Герой России, рассказал АиФ.ru, что катапультирование всегда связано с большим риском для здоровья и жизни летчика, даже если он сам принимает решение экстренно покинуть самолет:

«На подготовку к катапультированию у летчика всего несколько секунд, за это время ему нужно убрать ноги с педалей и правильно сгруппироваться. При отстреле кресла нагрузки возрастают до 12 g, и это огромные нагрузки на позвоночник. Кроме того, если пилот за что-то зацепится, ему может даже оторвать руку или ногу. В любом случае после каждого такого экстренного покидания самолета летчик проходит углубленную военно-медицинскую комиссию. Но часто бывает, что лётчики продолжают летать. Как строевые, так и летчики-испытатели, которые катапультируются гораздо чаще».

Минобороны отправило на аэродром под Калугой специальную комиссию, которая должна обследовать самолет и выяснить причины происшествия.

Источник aif.ru

Смотрите также

Показать больше
Top